Замещающая и побуждающая терапии

В медицине с давних пор существуют два различных основополагающих направления:

  • Замещающая терапия.
  • Побуждающая терапия.

Первая стремится возместить нехватку чего-либо в организме. Можно сказать «лечит через замещение» («эрзац-терапия»). Впечатляющим примером является трансплантационная хирургия: замещение крови через переливание, пересадка почек, сердца или печени. Медикаментозная (лекарственная) терапия в большинстве случаев – это также замещение веществ, которых не хватает организму, например инсулинотерапия при сахарном диабете, гормональная субституция при возрастной перестройке организма (климаксе). Или замещение тех функций, которые в норме организм должен выполнять сам, например, антибиотики, заменяют иммунную систему.

Замещающая терапия добивается определенных успехов, но при этом собственные целительные силы остаются в стороне, а организм привыкает, что его функции постоянно замещаются, и прекращает собственную жизнедеятельность. Не случайно на фоне массового распространения антибиотиков столь многочисленными стали заболевания и сбои иммунной системы, начиная от аллергии и заканчивая СПИДом.

Терапия-побуждение в отличие от этого обращена к собственным силам человеческого тела. Она базируется на наблюдении, что организм стремится стать независимым от внешней среды и на каждое внешнее воздействие отвечает противодействием. Обычно это происходит совершенно незаметно для нас, и мы замечаем, когда воздействие, и соответственно ответ организма становится слишком сильными. Так при внешнем переохлаждении начинается дрожь и тем самым продуцируется тепло. Яд нейтрализуется через противоядие. Не только человеческое тело должно разрушить каждую внешнюю субстанцию. И человеческая душа тоже реагирует оппозиционно на каждое психическое давление. Так оба, душа и тело, дирижируют всем происходящим и добиваются собственной автономии.

Первым систематическим построением в терапии-побуждении была гомеопатия Самуила Ганеманна. С. Ганеманн сделал вывод: организм всегда сопротивляется болезни. Симптомы и есть проявление этого сопротивления. Но чтобы победить болезнь у организма не всегда хватает сил. Чтобы усилить защитные реакции и применяется гомеопатическое лекарство. При этом соблюдается принцип лечить подобное подобным». Лекарство, которое в больших дозах вызывает у здорового человека реакцию, похожую на симптомы болезни, в малых дозах стимулирует организм на устранение этих симптомов и тем самым на борьбу с болезнью. Таким образом, задача врача-гомеопата соотнести симптомы болезни с так называемой «лекарственной картиной», полученной при испытании лекарственных средств и подобрать соответствующее лекарство. Чем точнее подбор (а при этом учитываются индивидуальные психологические и физические признаки человека), тем успешнее будет лечение. Но внутренние процессы заболевания и лечения для врача не важны. Таким образом, гомеопатия Ганеманна четко идентифицирует болезнь с её симптомами.

Рудольф Штайнер, основоположник антропософской медицины, называл гомеопатию Ганеманна «утренней зарей будущей медицины», поскольку она не управляет телом, а только усиливает его самостоятельность от окружающей среды.

Антропософская медицина, в отличие от гомеопатии, стремится установить подобие между лекарственными средствами и болезнью на уровне процесса, другими словами от симптомов подойти к причине заболевания, и лечить исходя из этого знания.

Более подробную информацию об отношении антропософской медицины к гомеопатии Вы найдете в книге Отто Вольфа «Антропософская медицина».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.