Антропософская медицина

«Дело совсем не в оппозиции к современной медицине, работающей с помощью признанных ею научных методов. Мы полностью признаем принципы этой медицины. И мы считаем, что применять изложенное нами во врачебном искусстве должен только тот, кто способен быть настоящим врачом в соответствии с этими принципами. Однако к тому, что можно узнать о человеке с помощью ныне признанных научных методов, мы прибавляем дальнейшие познания, обретенные с помощью других методов, исходя из более обширной области познания мира и человека».

Р. Штайнер

Антропософская медицина получила свое развитие после прочитанного в 1920 году Р. Штайнером курса лекций для врачей, заинтересовавшихся расширением искусства врачевания в соответствии с духовно-научными познаниями.

Первые антропософские клиники были открыты в 1921 году в Арлесхайме близ Базеля (Швейцария) и в Штутгарте (Германия) .К этим клиникам присоединились лаборатории, задачей которых было изготовление для врачей – антропософов специфических лекарственных средств. Изготовители потом объединились в фирму «Weleda» с центром в Арлесхайме

На сегодняшний день антропософская медицина развивается в более, чем в 60 странах мира на всех континентах, включая особенно успешные лечебно-педагогические и социально-терапетические учреждения и ряд крупных клиник в Германии, Швейцарии, Голландии и Швеции. В Германии в антропософских больницах в год пролечивается около 30 000 пациентов. Согласно опросу, проводившемуся крупнейшей медицинской страховой компанией(«Krankenkasse»), в 2007 году первое место среди лучших больниц в Германии заняла именно антропософская клиника в Берлине.

Антропософская медицина, основанная на духовно-научных исследованиях доктора философии Р. Штайнера (1861 — 1925) и доктора медицины Иты Марии Вегман (1876 — 1943) соединяет в себе всесторонность духовного развития, изменения души и более глубокое понимание природы человеческого тела в свете вопросов болезней и здоровья человека.

Антропософская медицина сосредоточена на самом пациенте, она «человеколюбива» (М. Глеклер). Все лечебные мероприятия направлены на индивидуальные потребности больного. Диагностика и терапия всякий раз заново разрабатываются, исходя из данного конкретного случая, а отдельные лечебные процедуры рассматриваются с точки зрения их действительной необходимости. Большое значение придается полному информированию пациента о его состоянию здоровья и – насколько это возможно – активному его вовлечению в процесс исцеления.

Антропософская медицина базируется на антропософской антропологии, или общем учении о человеке, как единстве телесного, душевного и духовного. Для постановки диагноза необходимо опираться на знаниях:

    1. Трехчленности (нервно-чувственная, ритмическая и система обмена веществ и конечностей) и четырехчленности (физическое, жизненное, астральное тела и «Я») человека;
    2. существующих полярностей процессов (тепло – холод, сужение – расширение, ассимиляция = диссимиляция и т.п., анаболизм и катаболизм) ;
    3. типов болезней и их причин;

— склеротические болезни,

— опухолевая болезнь,

— аллергические заболевания,

— воспалительные заболевания.

  1. конституции человека (неврастеническая, истерическая и др.).

Существующие понятия о здоровье и болезни можно дополнить следующими аспектами, которые можно обозначить как закономерности (принципы) человеческого организма:

  1. Здоровье рассматривается как:
    • — индивидуальное для каждого человека;
    • — когда каждая область человека остается в рамках своих закономерностей и не испытывает чрезмерных закономерностей противоположной области. Пример – преобладание области обмена веществ приводит к воспалению, а усиление нервно-чувтвенной системы вызывает дегенерацию и склероз;
    • — не статичное, постоянное состояние, а всегда заново создаваемое. Здоровье не есть, а возникает.
  2. Подавляющая часть всех болезней имеет причину в самом человеке. К этому могут добавиться внешние воздействия, которые, однако, имеют вторичный характер.
  3. Болезни – это смещенные нормальные (физиологические) процессы. «Нечто происходит в неправильном месте, в неправильное время и\или с неправильной интенсивностью».
  4. Болезнь всегда имеет персональный биографический аспект. Болезни являются не только тяготами и злом для человека, но и заданием, помощью для его дальнейшего развития.

Существенным является то. что антропософская медицина рассматривает человека и его болезни, следуя строгим научным закономерностям, а отнюдь не в описательной форме.

Антропософский врач учится в течение всей жизни, поскольку антропософская медицина крайне сложна для познавания.

Поскольку антропософская медицина не может быть раскрыта в объеме краткой статьи, а ее познание требует интенсивного труда, напряжения всех мыслительных способностей, мы можем адресовать интересующихся к первоисточникам и к проводимому международному постдипломному образованию в рамках усовершенствования (IPMT).

В качестве примера для понимания причины и сущности болезни можно привести сцену из книги Е. Вольфрама (E/Wolfram), озаглавленной «Оккультные причины болезней». Это книга о Парацельсе.

Шесть врачей стояли вокруг пациента, умершего от холеры. Пять из них принадлежали к разным направлениям медицины. Они высказывались о том, что по их представлениям, было причиной смерти.

«Да», — сказал представитель направления I, «он умер от холерной бациллы».

«Нет, — сказал представитель направления II, — от своей ослабленной конституции, не обладающей достаточными силами сопротивления, чтобы преодолеть инфекцию».

« О нет, — улыбнулся врач направления III, — разве вы не видите положения звезд на небе его микрокосмоса? Все это было предопределено заранее».

«Ах, что вы, — заговорил врач направления IV, — у него было слабое Я. Он был трусом. Я имел возможность наблюдать, как он боялся холеры. Страх – питательная почва инфекции. Ведь и более слабые телесно, чем он, выстояли перед холерой, но у них было то, чего не было у него, — в их теле жила храбрость».

«О,- сказал пятый что за глупости вы говорите. Разве вам неизвестно, что все страдания – это бич Божий? Этот больной не заслужил земного исцеления».

Шестой слушал молча. Тут остальные обратились к нему с вопросом: « Кто из нас прав?». Он посмотрел на них и ответил: «Вы все правы. Но все вы и не правы тоже. Вы правы в том. что вы утверждаете и констатируете. Не правы в том, что вы отрицаете и на что не обращаете внимания на мнения других».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.