Есть ли на свете дети, которые вообще не болеют? Практически нет. Болезни в детском возрасте необходимы ребенку. Они заложены как биологическая закономерность. Болезни – это воспитатели организма ребенка, помогающие ему расти, развиваться, тренировать свой иммунитет, индивидуализироваться, осваивать свое тело, взрослеть.
Для здорового развития природой были предусмотрены механизмы: детские инфекционные заболевания (корь, ветряная оспа, коклюш и др.) Но в наше время в связи с практикой прививок, ребенок не может ими заболеть. Он находит выход: болеть респираторными заболеваниями, которые вызываются вирусами и вирусно-бактериальнми ассоциациями. Но они, к сожалению, не обеспечивают формирование полноценного иммунитета, поэтому приходится болеть чаще.
Существует два аспекта в этой проблеме (рассмотрим это на примере респираторных заболеваний):
- Как ребенок должен болеть;
- Как ребенок может болеть.
Можно различить так называемые «правильные» болезни, выполняющие свою задачу и болезни «неправильные», не приносящие организму здоровья, а ослабляющие его.
«Правильные» болезни – когда ребенок болеет эпизодически, с высокой температурой и быстро поправляется. Через некоторое время мы замечаем, что он окреп, повзрослел.
Поступив в детский сад в период адаптации начинают болеть чаще, но через 2-3 месяца перестают болеть.
Пример «неправильной» болезни или «нездоровой». Ребенок болеет часто, повышение температуры бывает не всегда. С поступлением в детский сад интервалы между заболеваниями – 1-2 недели, катаральные явления присутствуют почти постоянно. Это так называемые «часто болеющие дети».
Отчего зависит тот или иной вариант заболевания? Возбудители болезни не являются причиной. Находясь в одних и тех же условиях, все дети болеют по-разному.
Обратимся к самому ребенку. Каждый подходит к болезни со своей историей жизни, независимо от возраста. Болезни предшествуют:
- Течение беременности и родов.
- Родовые травмы.
- Несмотря на сформированность тела, внутренних органов, определяемых с помощью УЗИ обследования, в настоящее время наблюдается незрелость адаптивных механизмов между отдельными органами и структурами мозга (а именно это УЗИ не определяет) и становится проблематичной нормальная или правильная реакция.
- Перенесенные ранее заболевания, особенности развития (задержки), встреча с психотравмирующими ситуациями, манипуляциями, стационарным лечением и т.д.
- Индивидуальная конституция ребенка, наследственность. Определенные конституции предрасполагают к более длительным и не всегда эффективным болезненным процессам (например, лимфатический тип).
- Поведение родителей во время болезни ребенка (страхи, беспокойства, растерянность, желание, во что бы то ни стало снизить температуру). (Не зная о том, что высокая температура (38º-39º) усиливает обмен веществ и обеспечивает температурное стимулирование иммунной системы, то есть, снижая температуру, мы обрываем действие защитных механизмов.)
- Незрелость адаптивных механизмов сочетается с социальной дезадаптацией ребенка, его привязанности к маме, а отрыв от неё порождает дополнительную стрессовую ситуацию.
Практически все эти факторы в разной степени выраженности присутствуют у каждого «часто болеющего ребенка».
Можно бесконечно долго лечить ребенка у ЛОР-врача, аллерголога, иммунолога. А в результате у него появляется в дальнейшем аденоиды, респираторный аллергоз, вторичные иммунодефицитные состояния. Эти диагнозы хорошо знакомы родителям, и они часто приходя к нам в центр, их безрадостно сообщают.
Терапевтический процесс выхода из болезни труден, длителен, но возможен.
Ставится задача: по-новому организовать взаимодействие определенных структур организма. Надо найти и понять, что же не дает возможность нормальному здоровому течению заболевания, ибо только с устранением этого фактора мы вступим на дорогу, ведущую к здоровому развитию.
Мы отметим также, что вступление на путь «правильной» болезни ведет к раскрытию способностей и талантов у каждого ребенка. У него появляется возможность использовать свой творческий потенциал, имеющийся у каждого, не только на борьбу с болезнью, но и на другие стороны жизнедеятельности.
В нашем центре разработана и успешно осуществляется программа оздоровления часто болеющих детей.
Оздоровление может осуществляться по этапам.
I этап – это диагностика: прием врача, беседа, знакомство с Вами и ребенком, задача – установить имеющимися факторы не только у ребенка, но и у родителей, условия жизни, воспитание и т.д.
II этап – назначение медикаментозной терапии (гомеопатическими препаратами) для облегчения или снятия симптомов заболевания.
III этап – уточняющая диагностика особенностей конституции, её односторонностей с целью их нивелирования, нормализации функции. Беседа с родителями – об их поведении во время болезни, оказание грамотной помощи и т.д.
Расширение медикаментозной терапии, назначение телесной терапии, ЛФК. Задание и упражнения для детей и родителей.
IV этап Воздействие с целью создания взаимосвязей между различными органами и структурами с целью формирования адекватной реакции на неблагоприятные факторы: метеоусловия, бактериальная обсемененность.
Вступает в действие наряду с физической, медикаментозной терапией: консультации психолога, лечебного педагога, нейро-сенсорная интеграция, арт-терапия, музыкальная терапия в зависимости от возраста.
V этап – использование методов психоэмоциональной оптимизации, способствующих социальной адаптации ребенка, снижение чувствительности его к стрессам. Воспитание культуры родителей в аспекте правильного лечения больного ребенка, тактики лечения, забота о собственном внутреннем мирею
Терапия может продолжаться от 2-3 до 6 месяцев. Лечение назначается индивидуально в зависимости от возраста, состояния здоровья. Самый главный результат и наша радость, когда ребенок перестает часто болеть и его родители становятся нашими союзниками.
Вы можете справиться с этой проблемой без использования химических